"С В Е Т Л Я Ч О К "
Юридический адрес:
ДНР, 283048,город Донецк,Киевский район,улица Артема,104.
Телефон : +79493314161
Заведующий МБДОУ Корякова Светлана Юрьевна
Адрес электронной почты : koryakova.swet@mail.ru
https://vk.com/svetlyachok_171
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД № 171 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
|
| Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08.2021 |
Ведущий специалист отдела образования администрации Киевского района г.Донецка
____________ А.Г.Белевитнева |
|
|
|
| Утверждено: заведующий МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 171 Г.ДОНЕЦКА» _______________ С.Ю.Корякова |
ПЛАН РАБОТЫГРУППЫ
РАБОТАЮЩЕЙ
ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
« ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. Донецк
Корякова Светлана Юрьевна, заведующая МБДОУ ясли-сад № 171 города Донецка,высшая категория
Савченко Наталья Федоровна, воспитатель МБДОУ ясли-сад № 171 города Донецка, 9 тарифный разряд.
Гончарова Валентина Владимировна, воспитатель МБДОУ ясли-сад № 171Донецка ,2 категория
Утверждено педагогическим советом МБДОУ ясли-сад № 171 г.Донецка
(протокол № 3 от “ 15” января 2016 года)
Заведующий М ДОУ ясли-сада № 171_______________ Корякова С.Ю..
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована воспитателям дошкольных
учреждений для ознакомления детей дошкольного возраста с методами и приёмами нетрадиционного рисования. Программа разработана в соответствии с нормативными документами: Законом «Об образовании», Государственным образовательным стандартом дошкольного образования на 2015 - 2017 гг, Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы». В основу программы легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и собственный опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Рабочая программа прошла апробацию в дошкольном образовательном учреждении ясли-сад № 171на протяжении 2013-2015 гг.
Концепция программы.
Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого - он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский.
Человек от природы - творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Задача воспитателя, педагога - полное развитие личности каждого ребёнка, умелое её формирование на каждом возрастном этапе жизни, естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей- это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Актуальность.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей республике нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но, увы, массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. А ведь неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярко. Именно такие творческие упражнения на занятиях по изо деятельности осуществляются через элементы нетрадиционного рисования.
Кроме того, использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Новизна и отличительная особенность.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского опыта, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение способами практических действий, приобретении ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества (самодельные инструменты, природные и бросовые материалы). Также подразумевается изменение позиции педагога, его личностно - ориентирования направленность.Отход от образца - шаблона, от общего анализа работ. (Каждая детская работа - индивидуальная, хороша по-своему).
Место и роль программы в обучении дошкольников.
Рекомендуется проводить в форме организованных занятий с детьми во второй половине дня фронтально и по подгруппам 2 раза в неделю( в зависимости от этапа работы и сложности метода, уровня подготовленности детей), с включением элементов программы в ежедневную деятельность на протяжении всего учебного года, с сентября по май, с последующим закреплением полученных навыков в летний период - в самостоятельной и партнерской деятельности. Длительность занятий с детьми - 20-30 минут, оптимальное количество детей на занятии - от 4 до 10.
Цели и задачи.
Целью данной программы является создание условий для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, знакомство со способами аппликации из различных материалов, расширение образовательной области «Художественное творчество» в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами, развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества, художественного вкуса. На основе данной цели определены следующие задачи:
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Программа рассчитана на работу с детьми 4-6 лет, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Занятия объединены по тематике - жанрам изобразительного искусства. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. В структуру занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает программа, развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. Систематическое овладение нетрадиционными техниками рисования обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственное, физическое), самостоятельность детей. Итоговые занятия по каждой теме носят сугубо творческий характер.
Формы обучения и режим занятий. Структура занятия.
Методы проведения занятий различны. Предусмотрены как словесные и наглядные - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, рассматривание репродукций картин, рассматривание народных игрушек, чтение художественных произведений, просмотр видеоматериалов, открыток, иллюстраций;так и практические - дидактические игры, непосредственно рисование нетрадиционными методами, обыгрывание незавершённого рисунка, загадывание загадок, обсуждение и выбор приёма рисования, упражнение ( при освоении приёмов рисования), игровой метод, наглядное моделирование; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, детям в качестве подарков.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить творческое воображение, внимание, мышление.
Основные этапы занятия:
Этап 1. Вводный.
Цель вводной части педагогического мероприятия -настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Этап 2. Продуктивный.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего мероприятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников, элементы педагогических мероприятий: игры на развитие мышления, воображения, памяти. Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов - понятий, фамилий, терминов, умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
Этап 3. Завершающий.
Цель этой части занятия
Предполагаемые результаты.
Дети должны:
Дети должны уметь:
Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества.
Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности, творческого восприятия и отображения действительности в форме проведения внутреннего педагогического мониторинга детской деятельности с целью определения результативности проведенной работы, эффективности используемых методов и форм работы с детьми, внесения последующих корректив в программу.
Эту диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года). (Приложение №1)
|
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПРОФИЛЬНОЙ ГРУППЫ
« СОЛНЕЧНАЯ РАДУГА »
Раздел |
Тема |
Техника | Содержание учебного материала и планируемые результаты | Материалы |
|
|
| Сентябрь |
|
| Азбука цветов |
| Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона. | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования. |
| Бабочка. | Монотипия, обведение ладошки, пальчиковая живопись. | Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками (большое крыло, кулачок - маленькое крыло). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
| Летний луг, который я видел летом. | Мелки + акварель. | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.
| Бумага для рисования, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти. |
| В некотором царстве, в бумажном государстве (вводное занятие) | Оригами | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги, познакомить с некоторыми из них. Начать знакомить с историей искусства оригами | Бумага для оригами |
| Давайте поиграем | Оригами | Выявить умение распознавать и называть геометрические фигуры. Укреплять мелкие мышцы рук. Научить делить квадрат путем складывания на разное кол-во равных частей (Прямоугольник , треугольник или квадрат) | Бумага для оригами |
| Плюшки -завитушки
| Тестопластика | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат
| Приготовленное тесто, материалы для тестопластики. |
| Раскрашивание красками «Плюшек - завитушек». | Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | Краски акварельные ,гуашь,кисти разных размеров. |
| Цветик- семицветик | Тестопластика | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
| Приготовленное тесто, набор материалов для работы. |
| Раскрашивание красками «Цветика - семицветика» из соленого теста.
| Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | Материалы для разукрашивания. |
| Октябрь | |||
| Осенний пейзаж | Тычкование. | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья. Учить делать ежикаприемомтычкования Развивать чувство композиции | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2x2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), листья изготовленные на предыдущих занятиях. |
| Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» | Свеча и акварель | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти. |
| Нарядный мухомор | Оригами | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры, закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера .Воспитывать усидчивость ,аккуратность. | Материалы для оригами |
| Бабочка и лягушка | Оригами | Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывания бумажных квадратов по диагонали ,поощрять творческую инициативу детей. | Бумага для оригами. |
| Гусеничка
| Тестопластика | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке | Соленое тесто, дополнительные материалы. |
| Раскрашивание красками «Гусенички» из соленого теста
Ягода - малина
Раскрашивание красками «Ягоды - малины» из соленого теста | Тестопластика
Тестопластика
Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделки.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
| Материалы для разукрашивания готовых изделий.
Тесто и материалы для работы .
Материалы для раскашивания изделия. |
| Ноябрь | |||
| Осень в лесу. | Монотипия. | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делатьнапыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. | Акварель, бумага для рисования, мелки, кисти. |
| Первый снег. | Монотипия. Рисование пальчиками, мятой бумагой | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
| Знакомимся со свойствами бумаги | Оригами | Познакомить детей с различными свойствами и качеством бумаги.Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в тематике оригами | Бумага для оригами. |
| Сова | Оригами | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами.Научить мастерить фигуру совы. | Бумага для оригами |
| Чудо дерево
| Тестопластика | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
| Материалы для изготовления изделия |
| Раскрашивание красками «Чудо дерево» из соленого теста
Осьминожки
Раскрашивание «Осьминожек» из соленого теста»
| Тестопластика
Тестопластика
Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.
Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивить мелкую моторику.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
| Краски и кисти
Тесто для изготовления предмета
Краски и кисти |
| Декабрь | |||
| Новогодняя елочка. | Любая. | Совершенствоватьумения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | По выбору |
| Ночь в лесу | Обрывание, Напыление | Совершенствоватьумения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Акварель, акварельные мелки, бумага, кисти. |
| В лесу родилась елочка | Обведение ладошек монотипия | Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации елочек. Простой карандаш, краски, кисти, ножницы. |
| Елочка | Оригами | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника. Продолжать учить делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему. | Бумага для оригами |
| Дед Мороз | Оригами | Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему Совершенствовать навыки работы с ножницами. Воспитывать самостоятельность и усидчивость. | Бумага для оригами,ножницы. |
| Снеговик
| Тестопластика | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественнотворческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
|
|
| Раскрашивание красками «Снеговика» из соленого теста
| Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | Материалы для раскрашивания фигуры. |
| Снежинка | Тестопластика | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
| Соленое тесто |
| Раскрашивание красками «Снежинок» из соленого теста | Тетопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | Материалы для разукрашивания снежинки. |
Январь | ||||
| Снеговик во дворе. | Мятая картина | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. | Салфетки разного цвета, кисти, бумага, иллюстрации пейзажей со снеговиком, клей. |
| Рябина зимой. | Скомканная бумага, наложение | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. | Все имеющиеся в наличии. |
| Волшебные снежинки | Выдувание из пятна | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках.
|
| Сказочные снежинки | Оригами | Продолжать развивать интерес в технике оригами.Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик» | Бумага ,ножницы. |
| Веселый щенок | Оригами | Заинтересовать детей изготовлением щенка из бумаги .Развивать творческую фантазию и воображение. | Бумага для оригами. |
| Составь картинку | Оригами | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами , повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы-составление картинок к небольшим стихотворениям. | Бемага для оригами |
| Лепим сказку | Тестопластика | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм
| Материалы для изготовления фигуры из соленого теста |
| Раскрашивание красками «Сказки» из соленого теста»
| Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур | Краски и кисти |
| Ёжик | Тестопластика | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, | Соленое тестои материалы для работы над предметом из теста |
| Раскрашивание красками «Ежика» из соленого теста
| Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур | Краски и кисти |
Февраль | ||||
| Я рисую своего папу | Мятая бумага, обрывание. | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Скомканная бумага. Бумага для обрывания, гуашь, кисти. |
| Платье для принцессы | Тычкование ватными палочками. | Совершенствовать технику тычкования. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность | Скомканная бумага. Бумага для обрывания, гуашь, кисти. Ватные палочки, жесткие кисти, бумага для рисования, гуашь в мисочках, трафареты. |
| Скоро день защитника Отечества | Оригами | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины-к своим отцам и дедам, старшим братьям ,побуждать сделать им приятное. | Бумага для оригами, ножницы |
| Цветы | Оригами | Учить детей изготовлению цветов в технике оригами,Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата,развивать творческое воображение,фантазию.Развивать глазомер,мелкую моторику рук. | Бумага для оригами,ножницы,фломастеры. |
| Символ 23 февраля | Тестопластика | Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
| Соленое тесто.Образец числа « 23». |
| Раскрашивание красками «Символ 23 февраля» из соленого теста
| Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур | Гуашь,акварельные краски,кисти. |
| Лепка колобка из соленого теста
| Тестопластика | Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. | Соленое тесто ,муляж Колобка. |
| Раскрашивание красками «Колобка» из соленого теста | Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Краски и кисти |
Март | ||||
| Автопортрет. | Работа по трафарету | Учить рисовать портрет человека используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для чернобелого граттажа, черныймаркер, палочка для процарапывания. сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты |
| Мой воспитатель | Свободная по выбору | Учить рисовать портрет человека используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для чернобелого граттажа, черныймаркер, палочка для процарапывания. сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты. |
| Мамин праздник | Оригами | Учить проявлять заботу о мамах и бабушках. Познакомить с разными вариантами худож. оформления открыток ,выполненных в технике оригами. | Образцы открыток,бумага для оригами,клей,ножницы. |
| Забавные зверушки | Оригами | Заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей .Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата. | Бумага для оригами. |
| Подарок маме
| Тестопластика | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию | Соленое тесто |
| Раскрашивание красками «Подарок маме» из соленого теста
| Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Предметы для раскрашивания изделия. |
| Ромашка | Тестопластика | Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида растений; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве
| Тесто и предметы-помощники для фигуры. |
| Раскрашивание красками «Ромашки» из соленого теста | Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Различные краски и кисти |
Апрель | ||||
| Пингвины на льдине | Отпечатки ладошкой | Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора | Г уашь. акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2x2 см) из газетной бумаги. |
| Паук- крестовик. | Кляксография | Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности | Г уашь. акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2x2 см) из газетной бумаги. |
| Этот удивительный космос | По выбору | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | По выбору |
| День космонавтики | Оригами | Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»Закрепить умение соединять две части поделки,вставляя их одну в другую | Бумага для оригами |
| Грач | Оригами | Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги,используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбы» | Бумага ,ножницы. |
| Сувенир | Тестопластика | Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление. защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь». Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира). | Тесто и стеки |
| «Раскрашивание красками «Сувенир» из соленого теста»
| Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия. | Краски и кисти |
| Корзина с ягодами»
| Тестопластика | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
| Солденое тесто |
| Раскрашивание красками «Корзина с ягодами» из соленого теста | Тестопластика | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Предметы для разукрашивания |
Май | ||||
| Зеленый лягушонок в зеленой траве | Напыление красками разными по оттенку. | Закрепить умение работать с техникой печати ладошками, по трафарету и набрызга. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на палитре или тампоном при печати. | Бумага для рисования, гуашь, кисти, Поролоновые тампоны, трафареты |
| Чунга-чанга (коллективная работа | Обрывание. пальчиковая живопись | Развивать цветовосприятне. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага для рисования, зубная щетка, расческа, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации |
| Кот Мурлыка | Напыление. Выкладывание рисом | Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать цветовосприятне. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага для рисования, бумага для обрывания, гуашь, клей, эскизы, иллюстрации |
| Раз,два,три-лодочка плыви! | Оригами | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прячмоугольного листа бумаги,упражнять в свободном выборе цвета,совершенствовать речь детей | Бумага для оригами. |
| Журавлик | Оригами | Продолжать знакомить детей с японской историей.Воспитывать чувство сострадания,соучастия в происходящем вокруг. | Бумага,фломастеры,цветные карандаши. |
| Лепка божьей коровки из соленого теста»
| Тестопластика |
| Образец,соленое тесто ,стеки. |
| Лепка «Гроздь винограда» из соленого теста»
| Тестопластика | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке | Муляж грозди винограда,соленое тесто. |
|
|
|
|
|
|
|
Литература, использованная при подготовке программы.
Часть 1. - М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 80 с.
Сфера, 2010. - 128с.
2.Электронные ресурсы
8сЬоо1-га881а.рго8У.га
Анализ продукта деятельности Методика Комаровой Т.С.
высокий уровень - форма передана точно;
средний уровень - есть незначительные искажения;
низкий уровень - искажения значительные, форма не удалась.
высокий уровень - части расположены верно; средний уровень - есть незначительные искажения; низкий уровень - части предмета расположены неверно.
средний уровень - есть незначительные искажения; низкий уровень - пропорции предмета преданы неверно.
А) расположение на листе: высокий уровень - по всему листу; средний уровень - на полосе листа
низкий уровень - не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений:
высокий уровень - соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов;
средний уровень - есть незначительные искажения;
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана
неверно.
высокий уровень - движение передано достаточно четко; средний уровень - движение передано неопределённо, неумело низкий уровень - изображение статическое.
А) цветовое решение изображения: высокий уровень - реальный цвет предметов средний уровень - есть отступления от реальной окраски; низкий уровень - цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: высокий уровень - многоцветная гамма;
средний уровень - преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень - безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
высокий уровень - линия прерывистая средний уровень - дрожащая (жесткая, грубая) низкий уровень - слитная Б) нажим:
высокий уровень- сильный, энергичный средний уровень - средний низкий уровень - слабый
высокий уровень - мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура средний уровень - крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура
низкий уровень - беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень - регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень - регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура
низкий уровень - не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень - адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности
средний уровень - эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) низкий уровень - безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребёнком созданного им изображения: высокий уровень - адекватна
средний уровень - неадекватна (завышена, занижена) низкий уровень - отсутствует
высокий уровень - выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами; средний уровень - требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень - необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Творчество.
Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития. Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания.
Высокий уровень - наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень - наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень - не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
| Ф. И. ребенка | Формообразу ющие движения | Части предметов | н 0) * 2 О | Использовани е цвета | Соответствие реальному цвету | Соотношение по величине, пропорции | Композиция | Творчество | Контур | Динамика | Всего баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» используются следующие дидактические игры и упражнения:
План работы группы
работающей по приоритетному направлению "художественно-эстетическое"