"С В Е Т Л Я Ч О К "
Юридический адрес:
ДНР, 283048,город Донецк,Киевский район,улица Артема,104.
Телефон : +79493314161
Заведующий МБДОУ Корякова Светлана Юрьевна
Адрес электронной почты : koryakova.swet@mail.ru
https://vk.com/svetlyachok_171
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Уроки гражданственности и духовности Донбасса
ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДОНБАСС – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ
Донецк 2018
Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (Приказ от 23.08.2018 г № 725) | Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (Протокол № 4 от 16.08.2018г.) |
Составители:
Арутюнян Л.Н., заведующий сектором дошкольного образования Министерства образования и науки ДНР
Сипачѐва Е.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГОУ ДПО
«Донецкий РИДПО»
Савченко М.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ДПО
«Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук
Макеенко Е.П., старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Котова Л.Н., заведующий отделом дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Губанова Н.В., методист отдела дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Бридько Г.Ф., методист отдела дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Научно-методическаяредакция:
Чернышев А.И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования
Зарицкая В.Г., проректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент
Рецензенты:
Невольник Н.И., методист методического кабинета управления образования администрации г.Шахтерска
Красная О.В., методист методического кабинета управления образования администрации г.Харцызска
Зарецкая И.В., заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9 города Донецка»
Техническийредактор,корректор:
Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................... 4
ІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ................................................................ 15
Первая младшая группа........................................................................ 15
Вторая младшая группа......................................................................... 16
Средняя группа...................................................................................... 18
Старшая группа...................................................................................... 20
Подготовительная группа..................................................................... 24
ІІІ. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ............................................. 29
Организация работы с родителями...................................................... 30
Взаимодействие с социумом................................................................. 32
Материально-техническое сопровождение программы.................... 34
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды....................................................................... 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37 ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................... 39
Примерные воспитательно-образовательные проекты в рамках
программы.............................................................................................. 39
Примерный музыкальный репертуар.................................................. 47
3
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
Актуальность и значимость духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях отмечена в основных нормативно-правовых актах:
В ГОС ДО в качестве одной из главных задач дошкольного образования названо объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства. Воспитательно-образовательная программа «Донбасс – мой край родной» базируется на идеях и принципах ГОС ДО и нацелена на качественно новый подход к образовательной деятельности, способный помочь ребенку XXI века раскрыться в своей индивидуальности, обрести эмоциональное благополучие, вырасти духовной, свободной и творческой
личностью. Это может стать достойным ответом на яркую потребность общества и государства в поколении, действительно готовом к системным инновациям. Обеспечение гражданско-патриотического и духовно- нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всѐ это непосредственно зависит от принятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание ребенка является главным стержнем психолого-педагогической работы с дошкольниками, связанным с целенаправленным формированием ориентации детей на общечеловеческие нравственные ценности.
Данное направление работы включает в себя ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, народными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство гордости за свой народ, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для формирования любви к малой родине и Отечеству.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и усваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком
первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны.
Приобщение ребенка к истории и культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живѐт. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов.
В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо будут связывать ребенка с его народом, существенно влиять на его мировоззрение. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Закладывая этот фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности – настоящего патриота, любящего свой край, свой народ, свою Родину.
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания не нова. Общетеоретическое положение о высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям описывались в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Теоретико- методологические аспекты патриотического воспитания были описаны А.В. Беляевым, С.А. Козловой, Е.А. Казаевой, Э.К. Сусловой и др.
Анализ современной педагогической литературы по данной теме показывает, что, несмотря на наличие методической литературы по проблемам нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства, отсутствуют программы и методические пособия для дошкольных образовательных организаций с использованием краеведческого содержания. В связи с этим, возникла необходимость разработки системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к
родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, малой родине.
Учитывая актуальность проблемы и требования нормативно-правовых документов образования, была разработана парциальная программа «Донбасс – мой край родной». Она позволяет объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, общественности и других социальных институтов, по вопросу духовно-нравственного и патриотического воспитании детей дошкольного возраста.
Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного и патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине через познание историко-национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему, развитие таких качеств как гражданственность, милосердие, доброжелательность, любознательность.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:
мира;
заниматься физической культурой и спортом.
Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии ценностного отношения к родному краю можно достичь только в полной мере реализуя принцип целостности педагогического процесса. Исходя из этого и в соответствии с требованиями ГОС ДО содержание программы структурировано по четырѐм макросферам, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам:
- микросфера «Культура Донбасса».
Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Следует подчеркнуть, что для ребѐнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней. Освоение каждой темы необходимо подкреплять различными играми, продуктивными видами деятельности.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Организация работы по программе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста опирается на следующие педагогические принципы:
Программа «Донбасс – мой край родной» опирается на традиционные ценности нашего общества такие как: патриотизм; гражданственность; духовность; нравственность; история; культура; равноправие; человечество; семья; совесть; труд; творчество; наука; искусство; литература; спорт; природа.
Темы программы «Донбасс – мой край родной» необходимо реализовывать во всех видах детской деятельности: познавательной и исследовательской деятельности, в форме продуктивной, игровой и творческой активности. Поэтому для организации воспитательно-образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста с целью реализации задач программы оптимальными являются такие формы:
В программе «Донбасс – мой край родной» конкретизированы направления работы, разработана схема последовательного ознакомления дошкольников с родным краем. Она сочетает в себе использование современных образовательных технологий, нетрадиционных форм работы с детьми, педагогами и родителями, интернет-ресурсов, методов и приемов, способствующих познавательной и эмоциональной активности детей, развитию творчества и установлению связей между разными видами деятельности, что не может не сказываться на еѐ результативности.
С целью реализации целей, задач и с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогами в работе следующие технологии:
Среди методов построения воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются:
Концептуальной основой программы является обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного города (района).
Освоение детьми парциальной образовательной программы дошкольного образования «Донбасс – мой край родной» позволяет достичь следующих результатов:
При реализации программы «Донбасс – мой край родной» может производиться оценка индивидуального развития детей. Такое оценивание для ребѐнка должно быть вербальным, эмоциональным, способствовать созданию ситуации успеха у воспитанников, формированию патриотических чувств и побуждений ребенка, позитивной мотивации к созидательной деятельности.
Оценка эффективности реализации программы «Донбасс – мой край родной» осуществляется на основе обобщѐнных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность использования современных методов и технологий воспитательного воздействия, а также индивидуальной оценки развития каждого из детей (уровень воспитанности, осведомленности о родном крае и социализации).
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА |
Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взросления).
Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям.
Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Знакомить детей с доступными явлениями природы, замечать красоту родного края в разное время года.
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
Знакомить с народными игрушками.
«Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей любят, о нем заботятся. Воспитывать элементарные навыки вежливого общения, формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Предлагать в качестве наглядного материала для самостоятельного рассматривания картинки, книги, народные игрушки. Учить использовать их для общения детей друг с другом и взрослыми.
Обогащать словарь детей. Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображѐнном на картинке, о новой игрушке. Помогать детям осуществлять драматизацию отрывков из хорошо знакомых сказок.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА |
Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску игрового оборудования.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
«Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной республика»
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (медицинская сестра, повар, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Формировать интерес к малой Родине и первичные представления о ней. Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Познакомить детей с народными игрушками.
Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира Донбасса, с явлениями неживой природы.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить детей с культурным многообразием полиэтноса Донбасса. Знакомить с достижениями науки и культуры, создавать условия для самовыражения детей средствами искусства.
«Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. На экскурсиях, занятиях знакомить с шахтами, фабриками, заводами
Донбасса, с продуктами их производства – машинами, холодильниками, одеждой, обувью, продуктами питания и др.
Знакомить детей с передовиками производства, знаменитыми людьми в области литературы, искусства, спорта. В общении, в трудовой деятельности дошкольников использовать произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. Проводить «трудовые акции»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. На занятиях, прогулках, во время бесед и игр, с опорой на наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет - ресурсов) знакомить с местными достопримечательностями.
Дать детям доступные их пониманию представления о народных и государственных праздниках.
Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Формировать представление о деятельности людей, прославивших Донбасс: просветителей, героев труда, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д.
Педагог знакомит с народными промыслами и искусством Донбасса, народным творчеством во время специально организованных занятий, тематических кружках и в играх.
Формировать представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекать дошкольников в игры на семейные темы, расширять представления детей о семейных
традициях, о ценности семьи. Углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов народных сказок, проведения литературных вечеров.
Знакомить с праздниками: народными и государственными праздниками - как частью культуры Донбасса; объяснять, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.
Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих на Донбассе.
СТАРШАЯ ГРУППА |
Поощрять попытки ребѐнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, спектакля и т.д).
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами Донецкой Народной Республики: флагом, гербом, гимном.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Педагог организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом.
Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).
Воспитатель рассказывает о том, что наш Донбасс состоит из крупных промышленных городов и районных центров, знакомит с названиями районных центров. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры.
В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить детей с праздниками: государственными (Новый год; День защитника Отечества; Международный женский день; Праздник весны и труда; День Победы; День Донецкой Народной Республики (День Республики)). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение народных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Встреча весны, Пасха, Радуница, Благовещение, Ивана Купала, Спас, Обжинки, Покров). Педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка.
Проведение встреч с людьми, прославивших наш край: деятелями искусства, учеными, спортсменами и т.д. В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми.
«Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому
Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Воспитывать любовь к Родине. Познакомить с изображением Государственного флага и мелодией гимна Донецкой Народной Республики.
Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни дошкольной образовательной организации.
Рассказывать о знаменитых людях, прославивших свой край.
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Разъяснять детям значимость их собственного труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
Знакомить детей с наиболее экономичными приемами выполнения работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице и пр.).
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
Рассказывать детям о своем родном городе. Познакомить с флагом и гербом ДНР, гимном.
Расширять представления о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы на военную тематику. Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках и народных праздниках.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА |
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Расширять представления о родном городе.
Формировать основы экологической культуры.
Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира Донбасса, занесенными в нее.
Формирование первичных представлений о природном многообразии Донбасса. Расширять знания о том, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды своего родного края. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Воспитание уважения к языкам, на которых разговаривают жители Донбасса.
Продолжать знакомить с творческой деятельностью людей, прославивших Донбасс: национальными героями, деятелями искусства, учеными, космонавтами, спортсменами, педагогами, врачами и т.д. Прививать чувство гордости за их деятельность и достижения.
Мотивация к изучению и свободному владению родным языкам средствами художественной литературы, ролевой игры, включения в
театральную деятельность, выполнения творческих заданий. В беседе воспитатель дает сведения о том, что дети, посещающие группу, дошкольное учреждение, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языка.
Воспитатель расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. С детьми обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования и др.). Педагог показывает наш край на географической карте, рассказывает о соседних государствах, об их национальной культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность.
Педагог продолжает знакомить с народными, государственными и международными праздниками. Вызывает у детей радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости праздников.
Педагог продолжает формировать гражданственность детей через воспитание уважения к деятельности людей, прославивших наш край: просветителями, национальными героями, деятелями искусства, учеными, космонавтами, спортсменами и т.д.; и чувство гордости за их деятельность и достижения.
Формирование у детей элементарных представлений об историческом прошлом нашего края по фотографиям, документам, рассказам взрослых о событиях из истории страны, своей семьи.
В организованной деятельности у детей развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей в разных странах мира, формируется уважительное отношение к культуре и традициям граждан других стан.
«Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.
Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью – к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной – к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом – к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики».
Углублять и уточнять знания о многоцветном Государственном флаге, гербе Донецкой Народной Республики. Знакомить с текстом гимна Донецкой Народной Республики.
Продолжать формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни дошкольной образовательной организации.
Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы для продуктивной творческой деятельности.
Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).
Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
Развивать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы.
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Средствами беседы, рассматривания картин, репродукций, альбомов с государственной тематикой педагог продолжает знакомить детей в общих чертах и интересной форме с государственным устройством Донецкой Народной Республики; воспитывает гордость к защитникам нашего края и формирует уверенность в том, как почетно быть защитником своей страны. Педагог продолжает расширять знания о том, как живут люди в Республике, как трудятся, отдыхают; о достижениях людей в труде, спорте, искусстве.
Создавать условия для развития проектной деятельности.
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям,
происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине, династии Волковых и других героях космоса.
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Создавать условия для самовыражения средствами искусства.
Продолжать работу по обогащению словаря детей. Помогать детям в освоении выразительных средств языка.
Продолжить формирование представлений о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, ролях мужчин и женщин в семье. Вовлекать дошкольников в игры на семейные темы, расширять представления детей о семейных традициях, о ценности семьи, о трудовых обязанностях в семье. Углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта, используя при этом пословицы, поговорки, присказки.
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. В процессе реализации Программы педагогам рекомендуется:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо осуществлять посредством детской игры, проектно-поисковой деятельности взрослых с детьми, художественно–литературного творчества, общения, творческо-продуктивной деятельности, средства эстетического воспитания.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Реализация задач духовно- нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо вовлечение в него родителей.
С этой целью работа с родителями должна быть направлена на решение таких задач:
Реализации поставленных задач способствует использование
нетрадиционных форм работы с родителями. Среди них:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ
Новые задачи, встающие перед дошкольной образовательной организацией, предполагают ее открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Сегодня детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Таким образом, получается, что социальное партнерство – взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Детские юношеско- спортивные школы
Экскурсионное бюро
Театры
Музеи
Художественныймузей
Детская библиотека
Выставочный зал
Школа искусств
Филармония Театр
кукол,
ТЮЗ
Рис. Возможные партнеры при реализации программы
№ п/п | Учреждения и организации | Задачи, решаемые в совместной работе |
1. | Театр кукол и Театр юного зрителя |
|
2. | Донецкая государственная академическая филармония |
|
3. | Школа искусств | |
4 | Детская библиотека |
|
5. | Музеи (краевед- ческий, художественный, выставочный зал) |
|
6 | Экскурсионное бюро |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«Промышленные предприятия Донецкого края», «Донбасс архитектурный»,
«Народные промыслы Донецкого края», «Художники Донецкого края»,
«Знаменитые люди Донецкого края», «Памятные места и достопримечательности», «Художники Донецкого края», «Заповедники» и т.д.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие географических карт, атласов, макетов, альбомов, буклетов, отражающих содержание образовательной программы «Донбасс – мой край родной».
Желательно организовать в дошкольной образовательной организации специальные центры.
Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей может быть организована в познавательном развивающем центре. Там предполагается изучение детьми ландшафта, полезных ископаемых, климатических условий области и города, особенностей планирования улиц города.
Центр развития читательской культуры дошкольников предполагает наполненность иллюстративным материалом, способствующим развитию у детей сочинительства о родном городе: создание рассказов, стихов и сценариев (по сказкам, легендам, рассказам писателей и поэтов Донбасса).
Центр развития художественно-творческой деятельности предполагает актуализацию знаний и приобретение опыта творческой деятельности (дизайн по мотивам видов декоративной росписи, изготовление скульптуры малых форм по мотивам игрушек-сувениров). Конструктивная деятельность детей обеспечена схемами архитектурных достопримечательностей городов Донецкого края.
Центр развития художественно-музыкальной деятельности детей обеспечен аудиозаписями произведений композиторов родного края; элементами национальных костюмов для организации театрализованной деятельности детей.
Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Интеграция – представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурно образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др.
Непосредственно образовательная деятельность – специально организованная образовательная деятельность дошкольников в условиях субъект-субъектного взаимодействия детей и взрослого.
Патриотизм – 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним; высшее проявление человеческого духа.
2. разг. Преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо.
Экспозиция – Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения.
И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. и др. – 2-е изд., испр. и дор. – ДонРИДПО. – Донецк: Истоки, 2018.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
Москва: Линка-Пресс, 2003.
ПРИМЕРНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
Ключевой вопрос: Как влияет город на мою жизнь? Задачи:
Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности:
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Происхождение имени города. День рождения города. Промышленность города (Зуевская ТЭС, Старобешевская ТЭС, Донецкий машиностроительный завод, Харцызский трубный завод, Макеевский металлургический завод, шахта им. Засядько и т.д.).
«Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха на Донбассе (парковая зона, набережная).
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
Выдающиеся люди города (люди труда, музыканты, спортсмены и т.д.) Славные подвиги защитников родной земли.
Музей. История его создания. Вечный огонь, памятники.
познавательные:
дети узнают об истории своего города, о его традициях, о предприятиях и выдающихся людях;
будут разработаны методические рекомендации по материалам проекта и конспекты бесед с детьми («Мой родной город», «История города» и т.д.), проведений экскурсий.
развитие социального и эмоционального интеллекта ребѐнка, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Ключевой вопрос: Как моя семья влияет на мою жизнь? Задачи:
Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности:
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. (Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем, они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед. Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки- женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.)
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… (Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое - настроение хорошее, если лицо грустное – настроение - плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты - хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова)
Что означают наши имена.
Рассматривание фотографий, определение внешних сходств и различий между детьми, их братьями и сестрами. Отношение к старшим (младшим) в семье.
Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. (У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу.)
Составление генеалогического древа. (Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах, городах и даже странах)
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
История детского сада в фотографиях.
(Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня - она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.)
В детский сад дети ходят потому, что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться.
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию
познавательные:
дети больше узнают об истории своей семьи, о еѐ традициях, о ролях мужчин и женщин в семье;
теоретические: будут разработаны:
создание оптимальных психолого-педагогических условий для духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской и семейной идентичности как основы развития гражданского общества.
Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности:
Народные сказки о героях. Произведения детской литературы. Имена героев, которыми гордится народ с давних пор.
Исследовать материал, касающийся истории семей воспитанников. Расширить знания об истории семей воспитанников. Семья в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Показать, что благодарность народа и память о защитниках живѐт в наших сердцах и в наши дни.
Профессии бабушек и дедушек. Почѐт и уважение, окружающее их в семье. Хранители семейных традиций.
Профессия папы. Интересные факты из жизни пап. Мама – хранительница домашнего уюта. Мама – мастерица. Мама – профессионал в работе.
Дела и поступки, которыми гордятся папы и мамы.
Выдающиеся люди (люди труда, музыканты, спортсмены и т. д.) города, родного края, их чествование. Культурное наследие жителей города, родного края: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города. Исторический музей. Художественный музей. Краеведческий музей. Вечный огонь, памятники.
познавательные:
дети узнают об истории своего города (села), своей семьи, о традициях, о славных защитниках родного города (села), о ратных и трудовых подвигах родных и близких, о выдающихся людях родного края, членах семьи; о том, как народ нашего края чествует своих земляков, почитает тружеников города (села).
будут разработаны методические рекомендации по материалам проекта и конспекты бесед с детьми («Гордость…Что это за чувство?», «Что может быть предметом гордости?», «Предметы гордости твоей семьи», «Герои - освободители нашего Отечества», «Чьѐ имя носит твоя улица?», «Аллеи славных героев города» и т. д.), конспекты проведения экскурсий.
формирование первичных представлений у детей о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
реально существовавших исторических личностей так и сказочных.
Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности:
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Дать знания о предках. Показать их ум, преданность Отечеству.
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства.
Расширить знания об армии - надежной защитнице нашей Родины.
Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
познавательные:
Дети лучше узнают о защитниках Отечества, об армии, о родах войск, их предназначении; выучат пословицы и поговорки о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
будут разработаны:
№ | Авторы, название песни | Ссылка на ресурс |
1. | «Бабушка рядом с дедушкой» сл. И. Резника, муз. Р. Паулса | https://zf.fm/song/190668 |
2. | «Берегите Отчий дом» сл. и муз. Ж. Колмагоровой | http://songspro.ru/7/Janna-Kolmagorova/tekst- pesni-Otchiy-dom |
3. | «Быть мужчиной» Сл. И.Шевчук, муз. Е. Зарицкая | |
4. | «Варись, варись кашка» | https://goo.gl/pZFwNE |
5. | «Дети Земли» сл. и муз. А.Петряшевой | http://www.proshkolu.ru/user/sarudnichenko/fold er/276293 |
6. | «Дружат дети на планете» сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова | https://zf.fm/song/5425953 |
7. | «Здравствуй, детство!» (Утро начинается) сл.М. Яснов, муз. И. Космачев | |
8. | «Когда ветераны идут на парад» сл. и муз. З.Роот | |
9. | «Край родной» сл. и муз. Е. Гомоновой | https://goo.gl/NGmHbn |
10. | «Мамин день» сл. М. Садовский, муз.: Ю. Тугаринов | http://chudesenka.ru/2564-mamin-den-den- vesenniy-ne-moroznyy.html |
11. | «Милые с детства места Родиной мы зовем» сл. и муз. В.Трубачѐва | |
12. | «Нарисую мир» сл. и муз. Е.Обухова | |
5 | «Наследники Победы» сл. и муз. Е. Зарицкой | http://minusgud.ru/voennye/68-detskie-pesni- voennyh-let.html |
13. | «Наш край» сл. А. Пришельца, муз. Д, Кабалевского | |
14. | «Наш папа» (Каждый день нас папа в садик водит) сл. и муз. Е.Обухова | http://chudesenka.ru/2329-nash-papa-kazhdyy- den-nas-papa-v-sadik-vodit.html |
15. | «Наша семья» сл. и муз. Е.Обухова | |
16. | «О той весне» сл. и муз. Е. Плотниковой | |
17. | «Обелиск» сл. Н. Филатовой , муз. В. Алексеевой | |
18. | «Песня Паровозика»
| |
19. | «Песня про зарядку» сл. Г.Остер, муз. Г. Гладков |
20. | «Прадедушка» сл. М. Загота , муз. А. Ермолова | https://zf.fm/song/3415979 |
21. | «Раз, два левой» сл. Т Рядчикова, муз. А.Комаров | |
22. | «Родина моя» сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова | http://music.nur.kz/1167813-neposedi-ya-ti-on-ona-vmeste-zelaya-strana |
23. | «Родина у каждого своя» сл. и муз. Ж. Колмагоровой | |
24. | «Родная песенка» сл. Л. Синявского, муз. Ю.Чичиковой | |
25. | «Рождество» (На лошадке в санках едем мы зимой) | http://chudesenka.ru/2458-rozhdestvo-na- loshadke-v-sankah-edem-my-zimoy.html |
26. | «Солнечный круг» cл. Л. Ошанина, муз. А. Островского | https://zf.fm/song/3023802 |
27. | «Широкая Масленица» сл. и муз. народные | http://chudesenka.ru/2205-shirokaya- maslenica.html |
28. | «Я рисую этот мир» сл. и муз. Е. Молчановой | https://zf.fm/song/3605648 |
29. | Песни о маме | |
30. | Песни Шаинского В. В мире много сказок. Вместе весело шагать. Все мы делим пополам. Если с другом вышел в путь. Когда мои друзья со мной. Крейсер Аврора. Песенка про папу. Улыбка. Чему учат в школе. |